Особенности российского рынка труда

Становление рыночных отношений всегда затрагивает одну из важнейших сфер экономики -занятость трудовых ресурсов. В дореформенный период обеспечение занятости населения основывалось на командно-административных методах: лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста и не имеющие ограничений по здоровью, были обязаны либо учиться, либо работать. В противном случае они в принудительном порядке направлялись на работу или преследовались по закону (объявлялись «тунеядцами»). Иными словами, все трудоспособное население страны было крепостным у государства, которое предписывало, где и по какой профессии должен трудиться человек, какую зарплату он должен получать, какие иметь льготы.

Отличительной особенностью рыночной экономики является то, что человек самостоятельно принимает решение о том, работать ему или нет. Государство не вправе заставить его трудиться, что закреплено в Законе РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 30.11.2011) «О занятости населения в Российской Федерации».

Стремление обеспечить практически стопроцентную занятость трудоспособного населения в ущерб экономической эффективности производства привело к тому, что на многих предприятиях имел место не дефицит рабочей силы, а ее излишек. В результате этого часть работников фактически только присутствовала на работе, имитируя трудовую деятельность.

Реформирование экономики России поставило проблему становления рынка труда как одной из подсистем всего рыночного механизма. С началом реформ многие предприятия стали сокращать излишнюю рабочую силу. Уже к концу 1991 г. в стране появились первые безработные. Однако нормально функционирующая рыночная экономика предполагает наличие безработицы. Общепризнанно, что если показатель безработицы не превышает 5%, то ситуация на рынке труда не является напряженной: человек, ищущий работу, может достаточно быстро ее найти. В то же время работодателю достаточно сложно заполнить вакансию. При превышении данного уровня на рынке труда складывается зеркальна ситуация: теперь безработному трудно найти работу, в то время как работодатели имеют возможность выбирать тех, кто им больше всего подходит.

В этой ситуации одной из основных экономических функций государства является проведение такой экономической политики, которая обеспечивала бы в стране занятость на уровне экономически эффективном (то есть таком, при котором уровень безработицы не превышал 5 %).

Отличительной особенностью рынка труда было активное сокращение женщин и лиц с высшим образованием. Однако в настоящее время ситуация несколько изменилась: все чаще безработными становятся мужчины и те, кто не имеет специального профессионального образования, то есть все больше растет спрос на квалифицированную рабочую силу, имеющую специальную профессиональную подготовку.

В настоящее время в России распространена неполная, частичная занятость, когда работник трудится не 40, а 18 часов в неделю. Очагами незанятости в России становятся Кировская, Свердловская области, Челябинск и Пермь, Омск, Хабаровск, Иркутск. Безработица относительно выше среди молодежи и женщин.



Фактором, стимулирующим безработицу, является такой процесс, как миграция рабочей силы. В весенне-летний период в России работают около 500 тысяч иностранцев. Их доля особенно значительна в строительной индустрии и сфере услуг.

Становлению рынка труда в России препятствует ряд причин:

1. Рынок труда не сбалансирован: с одной стороны, существует достаточно большое число вакантных рабочих мест, с другой стороны, значительное число безработных, чья профессиональная или квалификационная подготовка не соответствует требованиям работодателей.

2. По-прежнему существуют административные и правовые ограничения на миграцию рабочей силы (регистрации по месту жительства).

3. Отсутствует реальный рынок доступного жилья, что также сдерживает территориальное перераспределение трудовых ресурсов.

4. Экономика все еще остается высоко монополизованной, что позволяет работодателям диктовать условия занятости, а работники вынуждены их принимать.

5. Низкий по отношению к развитым странам уровень производительности труда.

Главная функция государства на рынке труда - обеспечение его цивилизованной формы. Это достигается в настоящее время главным образом деятельностью Федеральной государственной службы занятости населения, находящейся в ведении Минтруда РФ.

Трудовое законодательство Российской Федерации, включая КЗоТ РФ, сравнительно недавно обратилось к правовому регулированию трудовой занятости.

Статья 40 КЗоТ РФ, провозглашая гарантии реализации права граждан на труд, установила, что государство гарантирует гражданам, постоянно проживающим на территории РФ:

- свободу выбора вида трудоустроенности, в том числе работу с различными режимами труда;

- бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве со стороны Федеральной службы занятости населения;

- предоставление предприятиями, учреждениями, фирмами в соответствии с их заранее поданными заявками подходящей работы выпускникам учебных заведений;

- бесплатное обучение новой профессии (специальности), повышение квалификации в системе службы трудоустроенности или по ее направлению в иных учебных заведениях с выплатой стипендии;

- компенсацию в соответствии с законодательством материальных расходов в связи с направлением на работу в другую местность по предложению службы занятости населения;

- возможность заключения срочных трудовых договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных или иных особенностей граждан;

- правовую защиту от необоснованного увольнения.

Эти положения определяют государственную политику в области обеспечения занятости населения и гарантий реализации права граждан на труд.

Конкретное регулирование правовых, экономических и организационных условий обеспечения занятости и гарантий реализации права граждан на труд определяются законом РФ «О занятости населения в РФ».

Среди прав, составляющих содержание правового статуса гражданина в сфере занятости населения, является право на выбор места работы (ст. 9 закона о трудоустроенности). Это свое право граждане реализуют путем прямого обращения к работодателю - компании, обладающей правами юр. лица, либо физ. лицу, занимающемуся предпринимательством или нуждающемуся в обслуживании личного потребительского хозяйства. По обоюдному согласию сторон заключается трудовой контракт. Наряду с этим право на выбор места работы может быть реализовано путем бесплатного посредничества органов службы занятости населения или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения (п. 1 ст. 8 закона о трудоустроенности).

В обеих формах реализации права граждан на выбор места работы проявляется важнейший принцип правового регулирования рынка труда - принцип свободы трудового договора.

В соответствии со ст. 9 закона о занятости населения граждане (в том числе и несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет) имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы трудоустроенности в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения.


7163007539346732.html
7163051949511018.html
    PR.RU™